Мой Врачебный Журнал

Кафедра общей и военной эпидемиологии
Российская Военно-медицинская академия

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СОПРЯЖЕННОЙ СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

В.Н. Небредовский

Неблагополучная экономическая ситуация в Российской Федерации и неблагоприятные тенденции в комплектовании частей и соединений Вооруженных Сил РФ здоровым пополнением, трудности в обеспечении уставных требований жизни и быта, недоведение до военнослужащих всех категорий положенных норм довольствия и т.п. негативно отразились на состоянии здоровья гражданского населения и военнослужащих, что потребовало от специалистов Минздрава и медицинской службы ВС РФ усиления профилактической составляющей их деятельности.

В Министерстве здравоохранения России выработана четкая система работы медицинских специалистов по сохранению, укреплению здоровья населения и профилактике инфекций и других массовых заболеваний людей. Организациям и учреждениям, специалистам всех рангов определены участки и задачи в проведении профилактических мероприятий, введены соответствующие штаты и предусмотрено определенное оснащение. В системе Министерства здравоохранения РФ сложилась территориальная система - комплекс лечебных и поликлинических учреждений района (области, республики) замкнут на соответствующие районные (областные, республиканские) Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора и координируют свою профилактическую деятельность, исходя из четко очерченных каждому учреждению задач в рамках определенной территории (района, области, республики). Так, на территории Северного и Северо-Западного регионов России, где дислоцированы  войска Ленинградского военного округа (Новгородская, Псковская, Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области и республика Карелия), имеется 166 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе 1 республиканский, 6 областных, 30 городских и 129 районных.  Кроме количественных показателей продуманы и качественные параметры санитарно-эпидемиологических учреждений, их оснащение.

Так, например, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Центрального района г. Санкт-Петербурга (одного из небольших районов города) насчитывает свыше 345 ставок, пропорционально сочетающих врачебный и средний медицинский состав (помощников санитарного врача или эпидемиолога). Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Санкт-Петербурге осуществляют специалисты 11 Центров, многие из которых значительно мощнее, чем в Центральном районе (штаты Центров не типовые, а зависят от нагрузки, количества населения и объектов).  В ряде городов региона (в т.ч. Санкт-Петербурге) созданы крупные объединенные базовые лабораторные Центры, оснащенные приборами последнего поколения, где производятся, практически любые исследования гигиенического, токсикологического, радиологического и микробиологического профиля. Созданы научно-исследовательские учреждения, изучающие отдельные направления профилактической медицины, производящие точнейшие эксклюзивные лабораторные и инструментальные исследования для объективизации государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Заслуживает пристального изучения и система вертикального подчинения учреждений Госсанэпиднадзора, а так же то, что  приоритетной задачей для городских (областных, республиканских) Центров является контрольно-методическая функция, заключающаяся в изучении и обобщении опыта и результатов работы нижестоящих Центров. 

Концепция профилактики, существующая в Вооруженных Силах РФ, не в полной мере вписывается во всероссийскую, но на данном этапе имеет наиболее стройную, по сравнению с другими силовыми структурами, систему. В настоящее время санитарно-эпидемиологические учреждения вместе с медицинской службой введены в состав Тыла ВС РФ, чем создана парадоксальная ситуация, когда «пресечение нарушений санитарного законодательства» должно проводиться на объектах того ведомства, которому  СЭУ подчинены. В связи с этим было бы логичным создание системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора над частями и учреждениями всех силовых структур по территориальному принципу с вертикальной подчиненностью учреждений, а также региональных научно-исследовательских учреждений Главному государственному санитарному врачу Министерства обороны России.

Задачи медицинских учреждений и обязанности специалистов по проведению тех или иных профилактических мероприятий среди личного состава войск, на наш взгляд, нечетки, во многом перекликаются. Так, в основном документе, определяющем структуру и задачи медицинской службы в  целом и отдельных учреждений в частности - приказе Министра  обороны Российской Федерации № 72 от 20.02.1996 года “Об утверждении Положения об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях ВС РФ на мирное время”, учреждения разделены на лечебно-профилактические и санитарно-профилактические (санитарно-эпидемиологические) устанавливает общей их задачей - профилактику заболеваемости личного состава войск. Но на практике специалисты госпитального и поликлинического звена, за редким исключением, крайне мало внимания уделяют профилактике заболеваемости по своим направлениям, занимаются, в основном, лечебно-диагностическим процессом. Постепенно (несмотря на наличие в округе штатных или нештатных главных специалистов - терапевта, травматолога, дермато-венеролога и т.п.), вопросы профилактики среди личного состава войск гипотрофий, острых пневмоний, болезней органов пищеварения, травм и отравлений, чесотки, венерических заболеваний, и т.п., а так же контроль и помощь войсковой медицине переведены в обязанности специалистов санитарно - профилактических (санитарно - эпидемиологических) учреждений (СЭУ). Даже при поверхностном анализе видно, что существующая до настоящего времени группировка медицинских учреждений и, соответственно, кадровый состав врачей, не отвечают масштабам, поставленных перед СЭУ задач. Так, например, в Ленинградском военном округе насчитывается более 30 военных госпиталей и поликлиник, в которых имеется свыше 600 должностей врачей - офицеров (реальная укомплектованность - 100%), и  всего 4 санитарно-эпидемиологических учреждения с 40 должностями офицерского состава (реально укомплектовано лишь 23).  В то же  время в соответствии с требованиями руководящих документов специалисты СЭУ отвечают за организацию, проведение и методическое руководство санитарно-эпидемиологическим надзором в т.н. “ обслуживаемом районе” (пр. МО РФ № 72 от 20.02.1996г), который для гарнизонного СЭО в ЛенВО равняется территории 1-2 областей (Архангельское СЭО - Архангельская и Вологодская области, Мурманское - Мурманская область, Петрозаводское - республика Карелия), а для окружного СЭО вообще - территории ДВУХ Европ (Новгородская, Псковская, Ленинградская области и г Санкт-Петербург). При этом, кроме “оперативной” работы от специалистов СЭУ, и, особенно, окружного СЭО, требуется еще методическая,  аналитическая и научная работа, которой в Минздраве РФ полностью занимаются коллективы областных (республиканских) Центров Госсанэпиднадзора в количестве не менее 500 человек. Отдельно необходимо остановиться на задачах, связанных с боевой и мобилизационной готовностью СЭУ, как отдельной части, несением службы суточного наряда, ведением документации по учету медицинского и других видов имущества, а так же ряд других, специфических военных задач. И при такой нагрузке на специалистов СЭУ в настоящее время перекладывается еще и профилактика неинфекционных болезней и травм, а так же участие в многочисленных комиссиях (в т.ч. и Прокуратуры), контролирующих деятельность служб тыла и командования войсковых частей по вопросам обеспечения жизни и быта военнослужащих!  Естественно, что  выполнить все, поставленные перед СЭУ, задачи по организации постоянного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактике заболеваемости и травматизма среди личного состава войск “обслуживаемого района” в полном объеме чисто физически не в состоянии ни одно из них. Нагрузки на специалистов, например, СЭУ ЛенВО только по количеству объектов, состоящих под санитарно-эпидемиологическим надзором, превышают нормы Минздрава в 4 - 5 раз, и это без учета отдаленности объектов. Приходится констатировать, что значительная часть профилактических и противоэпидемических мероприятий среди личного состава войск в создавшихся условиях, перекладывается на плечи войскового звена медицинской службы.

В связи с такой негативной оценкой работы специалистов СЭУ, разъездным характером работы, крайне низкими должностными окладами по сравнению с другими медицинскими специалистами (от 10 тарифного разряда у начальника окружного СЭО до 3 - 4 разряда у врача-специалиста !) престиж специальностей санитарно-эпидемиологического профиля в последние 5 - 6 лет резко упал, что отразилось на укомплектованности учреждений офицерским составом. Здесь же необходимо отметить еще два отрицательных фактора: во-первых, невозможность замены офицеров в СЭУ гражданскими специалистами (кроме лабораторного звена), что связано с контрольными функциями в отношении войск,  ненормированным рабочим днем и разъездным характером работы, во-вторых, необходимостью исполнения чисто военных обязанностей дополнительными нагрузками на офицеров по выполнению обязанностей, отсутствующих в составе СЭУ служб (штатом не предусмотрен штаб части, зам. командира по материально-техническому обеспечению, должности автомобилистов, начальника аптеки и др.), что еще более увеличивает нагрузки на специалистов.

Отсутствуют научно-исследовательские учреждения, которые могли бы помочь специалистам СЭУ в проведении эксклюзивных лабораторных и инструментальных исследований, служили бы базой для подготовки кадров и методической помощи СЭУ.

Вывод: Для создания сопряженной системы санитарно-эпидемиологического надзора силовых структур РФ необходим территориальный принцип размещения СЭУ близкий к административному делению страны.

Для улучшения качества и полноты профилактических и противоэпидемических мероприятий среди личного состава силовых структур РФ  на наш взгляд  возможных следующие направления деятельности:

1. Пересмотреть  задачи и организационно-штатную структуру СЭУ ВС РФ, за счет штатов СЭУ всех силовых структур создать базовые и региональные Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора зон  территориального медицинского обслуживания (ТСМО), научно-исследовательские учреждения.

2. Усилить  работу по профилактике заболеваемости в войсках специалистов госпитального звена, определив персональную ответственность каждого специалиста за конкретные заболевания и направления.

3.  Решить на государственном уровне вопросы проведения санитарно-гигиенических и микробиологических исследований в интересах личного состава частей и соединений, находящихся на значительном удалении, на базе Центров Госсанэпиднадзора МЗ РФ и других ведомств.

4. Пересмотреть вопрос подчиненности СЭУ и правовую основу их деятельности.

5. Повысить престиж профессии санитарного врача и его статус. Для этого увеличить тарифные разряды, денежное содержание, финансирование командировочных расходов и других нужд.

Существенно пересмотреть правовой статус специалистов СЭУ, расширив их полномочия и права в соответствии с положениями Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

 

  

http://esculapus.far.ru


Warning: parse_url() expects exactly 1 parameter, 2 given in /home/far/e/s/c/esculapus/public_html/b766d6a48b3bf7b2afecfc1de7f959e4/sape.php on line 1196

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/far/e/s/c/esculapus/public_html/sp-blok.php:2) in /home/far/e/s/c/esculapus/public_html/b766d6a48b3bf7b2afecfc1de7f959e4/sape.php on line 1200